РАТАН ТАТА
РАТАН ТАТА Джим Брук-Джонс, руководитель IBTC в Портсмуте, отмечает, что базовые познания в сфере судостроения необходимы для понимания конструкционных особенностей современных яхт, участвующих в Кубке «Америки». В нескольких метрах от кромки воды в бухте Портсмут-Харбор стоит каркас старой парусной яхты Itchen Ferry. Она носит имя Dolly Varden (Долли Уорден), печально известной героини романа Диккенса «Барнеби Радж». Но у этой яхты иная история. Без нее не существовало бы Land Rover BAR, совместного проекта команды сэра Бена Эйнсли, Ben Ainslie Racing (BAR), и компании Land Rover, нацелившихся на победу в Кубке «Америки». Dolly Varden стоит в 4-м доке Портсмутской исторической верфи, где базируется международный колледж судостроения International Boatbuilding Training College (IBTC) Портсмута. Всего несколько сотен метров — и вы попадете в штаб-квартиру Land Rover BAR. На первый взгляд, между стажерами-корабельщиками, трудящимися над деревянными элементами, и инженерами команды сэра Бена Эйнсли, использующими углеродное волокно, нет ничего общего. Но их судьбы тесно переплетены. «Мы готовим искусных мастеров. Дерево — лишь материал, а мастерство не имеет границ. Оно всегда актуально, — отмечает Джим Брук-Джонс, руководитель службы эксплуатации IBTC в Портсмуте. — Мы обучаем традиционному судостроению, потому что это королевское ремесло. Если вы научитесь работать с деревом при помощи ручных инструментов и станков, вы сможете использовать навыки и в других сферах кораблестроения». Именно конструкция Dolly Varden помогла британским спортсменам достичь первых успехов на Кубке «Америки». «На заре своей славной истории яхта была куплена Томасом Рэтси, представителем компании Ratsey and Lapthorn, производившей паруса и корабельную оснастку, — рассказывает Брук-Джонс. — Она участвовала в регатах на протяжении 60 лет. Каркас обшивали повторно, а затем и в третий раз, что добавляло ему прочности. На киль были прикреплены свинцовые листы массой 6,5 тонн. Конструкция стала невероятно жесткой. Это позволило использовать тяжелую оснастку. Рэтси сыграл важную роль в первые годы участия в Кубке «Америки». Он много экспериментировал с конструкцией яхты. Ее почти разобрали на части, но кто-то осознал ее ценность, выкупил за £1 и передал нам». Брук-Джонс считает, что восстановление этой яхты — не только дань морской истории Великобритании, но и вклад в будущее парусного спорта. «Необходимо решить, что делать с яхтой после реставрации, — поясняет он. — Она станет прекрасным учебно-тренировочным судном и может быть передана Королевскому яхтенному эскадрону в Каусе или поможет сэру Бену Эйнсли реализовать свой потенциал на Кубке "Америки"». Восстановленная Dolly Varden, соседствующая с инновационными гоночными яхтами, определенно станет прекрасной демонстрацией эволюции британского судостроения. Колледж IBTC в Портсмуте был открыт полтора года назад. Он расположен в историческом здании военно-промышленного комплекса, построенного в 1930-х годах. Рифленая крыша ангара закрывает четыре эстакадных крана над приливным бассейном и каналом. Внутри тихий гул голосов рабочих смешивается с сериями звонких ударов молотка по металлу. Наверное, когда-то так звучал каждый промышленный город Великобритании. Возрождение традиции говорит само за себя. «Здесь около 40 судов, — рассказывает Брук- Джонс. — Все с деревянной обшивкой, будь то обшивка вгладь, край на край или двухслойная диагональная с медными гвоздями и шайбами». Корабельные плотники с ранних лет и до пенсионного возраста «плавают» по деревянной стружке. «У нас 37 стажеров и мы проводим набор каждые 3 месяца», — признается Брук-Джонс. В огромном складском помещении два слесаря ремонтируют и смазывают инструменты. «Восстановленный старый инструмент всегда лучше нового, — поясняет Брук-Джонс. — И мы учим наших стажеров делать собственные. Первые 3 месяца они проводят в столярной мастерской, начинают с изготовления буковых мушкелей и заканчивают работой над своим комплектом кораблестроительного инструмента». Этот кропотливый подход напоминает о проекте Land Rover Reborn в Солихалле, где шаг за шагом мастера возвращают былое величие автомобилям Land Rover Series I. Брук-Джонс указывает на ребристую обшивку пары фрегатов «Дартмут». «Стажеры учатся снимать размерения судна, составлять полноразмерный плазовый чертеж и конструировать точные копии, — рассказывает он. — Определение размеров — само по себе искусство. Форма корпуса невероятно важна. Это похоже на создание репродукций винтажных автомобилей. Они сохраняют старую обшивку там, где это возможно, и добавляют новую. Они даже сохранили оригинальный номер яхты и нанесли его на транец [поверхность в хвостовой части судна]». Подлинное мастерство — это умелое сочетание старого и нового. «Мы морская держава с огромным наследием, — восторгается Брук-Джонс. — Бен Эйнсли — заключительное звено цепи. Его вклад так же важен, как и наш. Но не стоит забывать о прошлом, потому что на нем основано будущее». УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ о том, как Land Rover восстанавливает легендарные автомобили Series I, возвращая им былую славу в рамках программы Land Rover Reborn 48
П О Д Л И Н Н О Е М А С Т Е Р С Т В О — Э Т О У М Е Л О Е СОЧЕТАНИЕ С Т А Р О Г О И НОВОГО 49